Результаты реализации проекта «Профессиональные пробы и обучение на рабочем месте»

2016-09-29-image002Проект «Профессиональные пробы и обучение на рабочем месте» реализуется Ульяновским техникумом экономики и права Центросоюза РФ в партнерстве с Торгово-экономическим техникумом Ульяновского облпотребсоюза с 1 апреля 2015 года по 30 сентября 2016 года. Данный Проект осуществляется в рамках гранта при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В него вовлечены 50 детей старшего школьного возраста Речевой школы-интерната №26 г.Ульяновска, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые в скором времени неизбежно столкнутся с проблемой личностного и профессионального самоопределения. В Проекте задействованы родители детей, более 20 студентов техникума, 25 волонтеров – студентов добровольцев специальности «Право и организация социального обеспечения», 15 специалистов - педагоги, педагоги-организаторы, психологи, методисты, тренеры и менторы, 14 партнеров проекта, которыми стали учебные заведения разных регионов страны и работодатели.

В ходе реализации Проекта коллектив Ульяновского техникума поставил главную задачу – увлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья профессией для их профессионального самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Для этого на площадке техникума и рабочих местах партнеров-работодателей были созданы все необходимые условия для обучения детей и прохождения профессиональных проб. При этом отрабатывались модульные технологии профессиональной подготовки и интеграционной поддержки детей, апробировались технологии вовлечения в проект волонтеров, профориентационного тестирования детей-инвалидов, игрового, тренингового обучения и стажировки волонтеров, преподавателей и детей, технологии супервизии и социально-педагогического сопровождения участников, использования эффективных коммуникационных площадок, профессиональных полигонов и профессиональных проб.

Диагностическое консультирование детей позволило выявить их профессиональные предпочтения, склонности и способности, что позволило выработать решение о целесообразности предпофессионального развития детей в направлении творческих и экономических специальностей. С учетом задач проекта и профессиональной направленности детей разработано несколько обучающих и интегрированных программ, основанных на игровых технологиях, тренингах, «обучении в деле», вовлечении наставников из бизнеса и работодателей. Это программа обучения волонтеров, программа профессиональных полигонов и профессиональных проб по 4-м специальностям, программы обучающих мини-курсов: «Правовой ликбез», «Финансовая грамотность»,  «Основы гостеприимства», «Секреты кейтеринга». В реализацию программ вовлечены специалисты-практики по каждому профилю: «Правовой ликбез» - Центр социально-психологической  помощи семье и детям «Семья», «Финансовая грамотность» - ОАО «БинБанк», «Секреты кейтеринга» - кафе «Ника», «Основы гостеприимства» - ОАО «Гостиница «Венец».

Занятия по мини-курсам проводились преподавателями УТЭП и УТЭТ с использованием диалоговых лекций, приемов ситуационного обучения, игровых технологий, мастер-классов, тренингов, информационных технологий, практики рабочих проектов. Одновременно ребята были вовлечены в цикл экскурсий в действующие предприятия, тренингов и деловых встреч на площадках коворкинга и областного бизнес-инкубатора.

С целью пробы профессий «на вкус» и предметного погружения в специфику профессиональной деятельности дети вместе со здоровыми сверстниками и при поддержке волонтеров участвовали в ряде профессиональных полигонов, в рамках которых решали профессиональные и предпринимательские кейсы на рабочем месте в организациях, разрабатывали и защищали собственные бизнес-проекты, участвовали в мастер-классах от партнеров, исследованиях для оценки качества обслуживания в гостинице «Венец», ОАО «БинБанк», центре «Семья», представляли свои решения и вносили полезные предложения.

За ходом реализации мероприятий Проекта наблюдали специалисты: психологи ОГКУСО «Центр социально-психологической  помощи семье и детям «Семья» Абаева О.В. и Платонова Е.В., доцент кафедры психологии УлГПУ, к.п.н., психолог-консультант Семикашева И.А., преподаватель-организатор школы-интерната №26 Смирнова А.Л., специалисты партнеров работодателей и учебных заведений разных регионов, а также эксперты в области образования - Гиль С.С. – начальник управления образования и инноваций Центросоюза России, д.п.н., профессор, Мифтахова А. Б. - магистр социальной работы, Лукьянова Е. В. - специалист по работе с молодежью, Алешина И.И. – заместитель директора УТЭП по инновационной и научно-методической работе.

Специалисты  отметили изменение психо-эмоционального фона учащихся, которые, по их мнению, стали более контактными, уверенными в себе, у детей появилась мотивация к осознанному и грамотному выбору профессии. Эксперты проекта в своих отзывах отметили, что применяемые технологии и методики обучения развивают у детей умения, полезные для жизни и дальнейшего профессионального обучения, снимают коммуникационные барьеры, стимулируют творческое мышление.

При общении с родителями детей и волонтерами проекта специалисты и эксперты выявили заинтересованность участников в проводимых мероприятиях, их удовлетворенность от полученных результатов, а специалисты-практики отметили особую роль волонтеров, оказывающих детям поддержку и практическую помощь. Наблюдалось стремление детей к самостоятельным решениям и действиям, способность преодолевать трудности и отстаивать свою точку зрения, логично формулировать свои мысли. Можно отметить осознанный интерес детей к миру профессий и труда, а также к профессиональному самоопределению.  

Свои отзывы эксперты опубликовали в СМИ: «Путевка во взрослую жизнь», «Новые формы профессионального становления и развития особых детей» - г.Ульяновск, «Образование для особенных ребят», «Будущее твоего ребенка» - г.Владимир, «Игровое обучение» - г.Мурманск.

Таким образом, реализуемые технологии и методики профессиональной подготовки и интеграционной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, дают ожидаемые результаты и могут быть рекомендованы к распространению.  

Наши группы