Новые формы профессионального становления и развития особых детей

2016-09-29-image004Профессиональное развитие ребенка старшего школьного возраста обеспечивает его подготовку к самостоятельной взрослой жизни и позволяет сделать правильный выбор будущей профессии исходя из личных интересов и способностей. Но когда речь идет о профессиональном развитии особых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, появляется желание создать для них теплую заботливую среду для увлекательного постижения мира профессий наравне со здоровыми сверстниками.

Именно такую задачу решает коллектив Ульяновского техникума экономики и права Центросоюза РФ и Торгово-экономического техникума Ульяновского облпотребсоюза, реализуя проект «Профессиональные пробы и обучение на рабочем месте» при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С первых дней дети Речевой школы-интерната №26 г.Ульяновска и студенты Ульяновского техникума экономики и права включились в совместную работу. Ребята разделились по профессиональным предпочтениям на группы и приступили к изучению профильных мини-курсов «Секреты кейтеринга», «Правовой ликбез», «Финансовая грамотность» и «Основы гостеприимства». Особенность обучения заключается в том, что занятия проводятся в игровом, деятельностном формате, когда дети при поддержке студентов-волонтеров решают проблемы малого и среднего бизнеса в сфере производства и услуг, получают элементарные знания и умения в области права и финансов. На уроках нет скучных и нудных лекций, нет страха, что ты чего-то не понял или не успел, а есть атмосфера коллективного творчества и слаженной работы. При этом каждый ребенок становится частью команды, преподаватель - наставником, а волонтер – другом и помощником. Осваиваемая тема сразу же закрепляется на рабочем месте в ходе практики.

Ребята с удовольствием идут на предприятия – в «БинБанк», где учатся выполнять банковские операции на терминале и консультировать клиентов, в кафе «Ника», где они участвуют в сервировке и обслуживании посетителей, в оформлении закусок, кондитерских изделий и десертов. Приходя в гостиницу «Венец», дети пробуют себя и за стойкой ресепшена, встречая гостей, и в роли горничной, и даже в роли «Ревизорро», оценивая качество обслуживания. Работа с документами в центре социально-психологической  помощи семье и детям «Семья» накладывает на ребят большую ответственность, но живое общение с посетителями доставляет им огромную радость, т.к. шаг за шагом ребенок становится увереннее в общении с незнакомыми людьми, более улыбчивым и открытым. 

В процессе профессионального развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья большую роль играет окружающая среда. Нетрадиционная обстановка, в которой нет привычных парт и доски, а есть много пространства для перемещения и создания игровых площадок, позволила изменить отношение детей к уроку. Такой площадкой для обучения и развития стала зона коворкинга в «Хаб-кафе». Здесь прошел цикл профессиональных полигонов, мастер-классов и тренингов по открытию собственного дела, по работе с программой «1С-Отель», оформлению и подаче напитков, коктейлей, муссов и банкетных закусок. Большую помощь в организации и проведении мастер-классов оказали партнеры проекта. 

После каждого этапа обучения ребята демонстрировали уровень своих достижений на площадке профессиональных полигонов и проб, где в форме командных состязаний вместе со студентами соответствующих специальностей они выполняли задания от работодателей на рабочем месте и публично защищали свои предпринимательские решения. Участие детей в профессиональных полигонах, как показала обратная связь, усилило их интерес к профессии, позволило раскрыть скрытые возможности и потенциал, стимулировать мышление и активность, сформировать полезные профессиональные навыки и значимые для будущей жизнедеятельности качества. 

 

 

Коллектив Ульяновского техникума

экономики и права Центросоюза РФ

Наши группы